ПОЧЕМУ КАЗАХИ, КАЗАХСТАНЦЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ОТДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ?

ПОЧЕМУ КАЗАХИ, КАЗАХСТАНЦЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ОТДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ?

Жазылған жайдың жалғасы...

 

Өткен сандарда (№ 30, 32) қазақ    ата-аналарының балаларын орыс мектебіне беріп жатқанына алаңдап, халықаралық «Қазақ тілі» қоғамымен бірлесіп Үндеу жариялаған болатынбыз. Онда олардың бұл әрекеттерінің мүлдем дұрыс еместігіне назар аудардық, оны тоқтату қажеттігін өтінгенбіз. Бүгін ол мәселеге ғалымдар да үн қатты. Соның ішіндегі сүбелісін және орыс тілінде жазылған мақаласын назарларыңызға ұсынып отырмыз.

 

Искренне поздравляя наших граждан с прошедшим праздником – Днем единства народа, желаю всем нам и далее как зеницу ока беречь эту непреходящую ценность. Лелеять, беречь, сохранять мир и согласие в нашем общем доме, имя которому Республика Казахстан – святой долг и обязанность каждого из нас. Казахстану на протяжении почти 30 лет независимости удалось предотвратить межэтнический хаос, который имел место в России, Грузии, Азербайджане, Армении, Молдове, Кыргызстане, Украине... Весь мир заговорил о так называемом «казахском феномене» в лице не только Димаша, Геннадия, Иманбека, Самала и других, но и благодаря тому, что Казахстан до последнего времени оставался мирным «Жеруйыком» («Райским местом»)... 

В то же время, учитывая современную непростую геополитическую турбулентность, хотел бы задаться логичным для нашего времени простыми и сакраментальными вопросами: есть ли у нас полная идиллия в этом плане? Имеем ли мы еще резервы для дальнейшего укрепления этого «мира и согласия»? Существуют ли угрозы ухудшения ситуации в стране в ближайшей и дальней перспективах, к примеру, на языковой основе?

Недавно в социальных сетях прочитал пост Министра образования и науки РК А.К. Аймагамбетова, огорчавшегося тем, что в этом году несколько уменьшилось количество будущих первоклашек из казахских семей, родители которых предпочли бы отдать своих чад в казахские классы. Я тоже разделяю его опасения и тревоги. Ибо они напрямую связаны не только с нашим дальнейшим благополучием и стабильностью, но и политической независимостью!

На мой личный и субъективный взгляд, на протяжении 30 лет, имея кучу возможностей, мы все же не сумели поднять статус казахского языка до уровня подлинно государственного и создать один народ или одну политическую нацию. 

Я могу позволить себе свободно рассуждать на эту тему в силу того, что я – бывший оралман – кандас, прибывший на историческую родину из России в 1994 году. К тому же являюсь профессиональным историком, который имеет определенные познания в сфере таких гуманитарных наук как история и этнология. Мне как ученому посчастливилось принять участие в ряде историко-этнологических экспедиции как по России, так и по Казахстану. Также удалось основательно поработать в крупных архивах дюжины государств мира, побывать с учебно-ознакомительной и научной целью почти в 40 государствах мира…

Меня очень тяжело обвинить в «нацизме», шовинизме, русофобии, ибо они несовместимы для психологии и ментальности потомков бывших кочевников, детей Великой Степи как я. Я родился и вырос в русскоязычной среде, но с детства впитал в себя национальные и культурные ценности родного мне сибирского казахского аула. Служил в советской армии старшиной интернационального подразделения, где были: русские, ногайцы, табасаранцы, украинцы, аварцы, чеченцы, белорусы, азербайджанцы, казахи, лезгины и другие, со многими из которых и поныне поддерживаю дружеские и братские отношения. Хорошо успевал в русской школе. Значительную часть своего обучения в ведущем классическом российском университете показывал отличные результаты, получая повышенную стипендию. Со многими русскоязычными сокурсниками до сих пор поддерживаю самые добрые и теплые отношения. В студенческие годы мы еженедельно организовывали студенческие казахские вечера в Омске (с 1989-1992 гг.). Сегодня возглавляю квазигосударственную организацию, где недавно принял на работу русского, кыргыза, турка-месхетинца и полячку, неплохо владеющих казахским языком. До меня коллектив был чисто мононациональный. Вот и пост специально пишу на не совсем корявом и кривом русском языке… 

В своем посте я хочу обосновать необходимость того, что КАЗАХСКИЕ (как минимум) РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ. Во имя будущего Казахстана. Во имя независимости. Во имя мира и согласия в стране. Во имя своих детей. И вот почему. Но все - по порядку… 

 

1. ВЫГОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ОТДАЧИ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКИЕ ШКОЛЫ

1) Мы всегда должны помнить и знать, что казахский язык – единственный государственный язык в Казахстане и его надо знать каждому. Это житейская аксиома и золотое правило совместного и счастливого житья. Ведь мы никогда не оспариваем и даже не задумываемся, что граждане Великобритании знают – английский, Франции – французский, ФРГ – немецкий, России – русский, Испании – испанский… И у нас должно быть так. Но казахский язык лучше и легче можно освоить в казахской школе. Тогда перед нашими детьми открывается широкая дорога и невиданные возможности в будущей жизни, в том числе и на государственной службе… 

2) Отдавая своих детей в казахские классы и намереваясь остаться и далее жить в Казахстане, мы делаем своих детей более конкурентоспособными и высоко адаптивными в местной, уже преимущественно казахскоязычной среде. Русский язык наши дети и так хорошо освоят. Благо: во всех казахских школах обязательно изучают русский язык. К тому же казахи в своем большинстве, как минимум, - билингвы.

3) Выбором казахского класса мы раз и навсегда обезопасим своих детей в будущем от возможных бытовых межэтнических недоразумений. Как мы замечаем: русские, русскоязычные, свободно владеющие казахским языком, весьма комфортно чувствуют себя как в казахской, так и в и русскоязычной среде, при этом добиваясь карьерного и делового роста: Максим Споткай, Максим Рожин, Геннадий Шиповских, Владислав Тен и многие другие тому живой пример. 

4) Сегодня казахов в стране уже за 70%, а если прибавить к ним и представителей ряда тюркоязычных народов, неплохо владеющих казахским языком, то эта цифра доходит аж до 80%! Примерно лет через 20 этот процент дойдет и до 90% и более. И нашего ребенка к этому надо заранее подготовить. 

5) За 30 лет в страну из зарубежья вернулось почти 1,5 млн казахов. В ближайшее время темпы их возвращения заметно возрастут, если мы действительно строим Вторую республику, Новый Казахстан или уже теперь по - президентски - «Справедливый Казахстан». И с ними надо уметь общаться и находить общий язык. 

6) Освоив казахский язык, наши дети открывают широкую дорогу для десятков других родственных тюркских языков. Их кругозор будет намного шире. 

7) На сегодня по уровню и качеству подготовки казахские школы никак не уступают русским аналогам, если даже не превосходят: значительна часть победителей республиканских и международных олимпиад - это дети, обучающиеся в казахских школах. По последним данным – это под 90%.

 Начиная с 2010 года значительная часть обучающихся в «Назарбаев университете – это наши дети, окончившие казахские школы и НИШи. По мнению моего сына, с отличием окончившего два ведущих вуза Великобритании, здесь качество подготовки специалистов никак не уступают ведущим западным аналогам. 

9) Значительная часть обучающихся в зарубежных вузах по программе «Болашақ» – это тоже выпускники казахских школ. 

10) Дети, обучающиеся в казахских классах хорошо и лучше чем их моноязычные (русскоязычные) сверстники впитывают многотысячелетние традиции и обычаи казахского народа: уважение к старшим; гостеприимство; сострадательность; толерантность; полиязычие; близость к традиционной религии…К примеру, дети в казахских классах обращаются к учителям весьма уважительно-притягательно как «апай» («сестра»), «ағай» («брат»), чего невозможно заметить в школах с русским языком обучения…

11) Мое личное наблюдение и возможно – субъективный вывод: именно дети, получившие обучение в казахских классах, более патриотичны, более толерантны и уважительны к представителям других цивилизации и народов, то есть опору нашей стабильности и межэтнического согласия составляют и составят именно они!

12) Еще одно мое личное и возможно субъективное умозаключение, которое я почерпнул из социальных сетей и экспертных оценок социальных работников, в связи с чем я заранее и заблаговременно прошу меня извинить, если, конечно, кого-то обижу и задену чью-то честь: значительная часть стариков, отданных в «Дома престарелых» – это именно те родители, дети которых окончили русские школы…

 

2. МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, КАЗАХА ИЗ РОССИИ, ОТДАВШЕГО СВОИХ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКУЮ ШКОЛУ

Я родился и получил образование в России. Никогда о России публично плохо не пишу, не говорю. Но не секрет и не новость, что для казахов в России есть угроза неминуемой ассимиляции: там почти на 1 миллион казахов нет ни одного детского сада, школы, колледжа, вуза, театра, газеты, радио и телевидения на родном языке. Поэтому я перевез своих детей в Казахстан, опасаясь полной их ассимиляции. Это наш выбор. И в этом я никого не обвиняю.

Оба моих сына в Казахстане учились в казахской школе, окончив обучение на «отлично». Оба играют на излюбленном национальном инструменте – домбре. Читают классическую русскую и англоязычную литературу. Становились призерами городских и республиканских олимпиад. Старший окончил 2 британских университета – Ноттингем университет и университет-колледж Лондона (UCL). Как известно, последний входит «в десятку» самых лучших вузов мира. За счет своего языкового кругозора и неплохого образования старший сын работает в ведущей международной компании, одинаково дружит как с казахами, так и с русскими, украинцами, прибалтами, испанцами, американцами. 

Младший завершает обучение в одном из ведущих классических немецких университетов и начинает уже трудиться в ФРГ по своей специальности. Круг общения у обоих – многонациональный: свободно и легко переходят из одного языка на другой. Свободно чувствуют себя в различной языковой среде: казахской, русской, английской и немецкой, не создавая угрозы и конфликтные ситуация на языковой почве для большинства граждан нашей страны и не только...

 

3. СОВЕТЫ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗЕМСКИХ СЪЕЗДАХ УЧИТЕЛЕЙ РОСИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, А ТАКЖЕ ВЗГЛЯДЫ АЛАШСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 

Теперь немного советов из прошлого для родителей казахской национальности, думающих в какую школу отдать своих детей.

Во-первых, еще в годы Российской империи известные и многоопытные русские педагоги на земских съездах, представителям нерусских народов настоятельно рекомендовали отдавать своих детей, как минимум, в начальных классах, для обучения на родном языке: «В общей резолюции, принятой на съезде, в 1 пункте ясно говорится, что преподавание на родном (материнском) языке является «основным и могущественным орудием воспитания и обучения детей». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Или же: «Незыблемым положением педагогики является требование – начинать ученье с родного языка и вести преподавание чужих языков при помощи родного». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Необходимость преподавания на родном языке в первый период обучения признал Общеземский съезд по народному образованию еще в 1909 году.

В вопросе о родном языке были даже введены «Правила о начальных школах для инородцев» (утвержд. М.Н.П. 1 ноября 1907 г.): Ст.1. «Орудием первоначального обучения в училищах для инородцев служит родной язык учащихся». (Инородческая школа. Сборник статей. СПб. 1914. Стр.60-73).

Во-вторых, передовая казахская алашская интеллигенция настоятельно рекомендовала казахским родителям отдавать своих детей в именно в казахские начальные школы, опасаясь их русификации или ассимиляции. Вот что они писали по этому поводу в знаменитой Каркаралинской петиции на имя императора Николая II от 22 июня 1905 года: «Плохо понятная и неуместная обрусительная политика, запрещая мусульманские школы и не завоевав доверия народа к русским школам, принесла только вред, задерживая развитие духовной силы народа. Насколько обрусительная политика вредна культурному развитию киргизского края, настолько существующий порядок обезземеления киргиз вреден для их благосостояния». (ЦГА РК. Ф. И-64. Оп. 1. Д. 2053. Л. 55-58 об.).

В свих воспоминаниях на этот счет учитель нации А. Байтурсынулы писал: «Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке». 

В-третьих, передовая русская и западная педагогическая мысль в лице Ушинского, Макаренко, Каменского и других однозначно и настоятельно твердила в одном: ребенок в начальных классах должен обучаться исключительно на родном языке. Ведь именно в это время у них идет формирование представления об окружающем мире и среде через близкие ему понятия и термины на родном языке.

Вот, к примеру, что пишет по этому поводу известный русский педагог и психолог В.Вахтеров: «Раннее обучение чуждому языку спутывает психику ребенка, которому приходится проникнуться духом чужого языка прежде, нежели он усвоил дух родного языка».

В этой связи интересны мысли и знаменитого педагога Ушинского: «Учить ребенка чужому языку, прежде нежели он научился родному, все равно, что учить ребенка ездить на лошади, прежде нежели он научился ходить по земле»…

В-четвертых, выдающаяся часть казахского народа начальное образование получила именно на родном языке: А. Букейхан, А.Байтурсынов, К.Сатпаев, М.Жумабаев, С.Садукасулы, К. Кеменгерулы, Ж.Ташенев, Ж. Шаяхметов, Б.Момышулы и многие сотни и тысячи других успешных казахов. 

 

4. РОЛЬ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ МЕДЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И УСТОЕВ НЕЗАВИСИМОСТИ

В настоящее время НАВИСЛА СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА СОЗДАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ДВУХ СОВЕРШЕНО РАЗНЫХ НАРОДОВ В РАМКАХ ОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: первая часть – это казахи и представители ряда тюркских народов (узбеки, кыргызы, турки-месхетинцы и т.д.), как минимум, владеющие двумя – тремя языками, в том числе обязательно – казахским и русским. Их большинство. 

Вторая часть – русскоязычная, преимущественно из числа русских, обрусевших белорусов, украинцев, поляков, татар, корейцев, евреев, окончивших русские школы, которая преимущественно говорит только на одном – русском языке, при почти полнейшем незнании государственного языка. 

Безусловно и вполне очевидно, что в перспективе это может привести не только к необратимым процессам как недопонимание друг друга на бытовой основе, но и даже – к непредсказуемым и серьезным межэтническим трениям и конфликтам, к которым могут вмешаться внешние силы…Безусловно, в этом одинаково повинно как государство, так и родители детей, которые не совсем осознают опасность этого пикирующего тренда. В том числе и при выборе языка обучения для своих чад... 

Этой проблемой как глубоко затянувшейся раной на теле нашей независимости, не должны заниматься в грубой форме так называемые «языковые патрули» или отдельные общественные деятели как Роза апай из Павлодара или Асылы Осман. Этой проблемой должно активно заниматься и государство, это должны ясно сознавать и все родители, вне зависимости от национальности. 

И здесь многое можно решить на уровне выбора школы. Или, если быть еще более конкретным – на уровне выбора языка обучения…единой казахской школы, но при этом дав возможность всем представителям различных этнических групп изучать родной язык и родную литературу как в школах, так и в воскресных учебных заведениях.

В этом плане владение государственным языком абсолютным большинством граждан страны станет надежной опорой нашей независимости и главными консолидирующим фактором всей нации. 

 

ВСЕХ ВАС – С ДНЕМ ЕДИНСТВА, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С ЕДИНСТВА ЯЗЫКА. КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. ДРУГОГО НЕ ДАНО!

Прошу максимально перепостить!

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, доктор исторических наук
25.08.2022

Ұқсас жаңалықтар

Топ жаңалықтар

1
Жасанды интеллект Президенттің ақыл-ой деңгейін тексерді
Show more
smi24.kz - 2024-03-18 834
2
Өркенді қала-қуатты өңірге жетелейді
Show more
Дахан Шөкшир - 2023-06-02 6908
3
Желтоқсан батырлары—саяси қуғын-сүргін құрбандарының бірі
Show more
Сұхбаттасқан Шаргүл Қасымханқызы - 2023-06-02 10744
4
Қарағандыда саяси қуғын-сүргін және ашаршылық құрбандарын еске алу күні өтті
Show more
- 2023-06-01 6977
5
Қарағандыда “Қасіретті КарЛаг” Республикалық жыр мүшәйрасы өтті
Show more
- 2023-05-31 7117